Марии 34 года. Она работает HR‑специалистом в глобальной компании. Последние шесть лет ее жизни – мечта любой карьеристки. Уроженка Киева, Мария работала в Варшаве и Вене. Теперь она пакует чемоданы для переезда в Сингапур, где возглавит HR‑департамент местного подразделения фирмы. Компания ценит Марию за уникальный опыт и самоотверженность, а Мария компанию – за возможность развиваться. Все хорошо, только из‑за постоянных переездов построить прочные отношения с мужчиной у нее не получается. «Сложно найти человека, который согласится ездить с тобой по всему миру, – жалуется она. – А остановиться, когда ты делаешь карьеру и прогрессируешь, сложно».
Сбавить темпы и посвятить время себе Мария планирует через несколько лет. По крайней мере, надеется, что у нее хватит мужества «осесть в тихой гавани». «Я понимаю, что реализоваться полностью можно только после рождения ребенка, – говорит она. – Как и то, что через пять–семь лет мне это будет гораздо сложнее сделать».
Шанс для Марии, как и для многих других деловых женщин, нацеленных на карьеру, – технология отложенного материнства. Ее суть в том, чтобы заморозить яйцеклетки, когда репродуктивная система женщины находится в оптимальной форме – как правило, до 37 лет. Яйцеклетки хранятся в репродуктивной клинике и ждут своего часа. Женщина вернется туда через несколько лет. Если к тому времени у нее не появится партнер, она может воспользоваться банком спермы для искусственного оплодотворения.
Более известный и проверенный вариант – замораживание эмбриона
Уже оплодотворенная яйцеклетка помещается в жидкий азот. В таком состоянии эмбрион может храниться до 20 лет. После чего размораживается и переносится в матку.
Мария прошла ряд консультаций в клиниках и перед отъездом в Сингапур собирается принять окончательное решение.
Лет десять назад эта технология была революционной даже в США и Западной Европе. Сегодня поздним материнством, завоевавшим популярность в развитых странах, заинтересовались и наши соотечественницы.
“Молодая украинка уже не спешит выскочить замуж во время учебы в институте или сразу после него”, – рассказывает старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины Наталия Лавриненко. “Она копирует поведение западной женщины, которая нацелена на карьеру и самореализацию. И все чаще выбирает карьеру”.
Что может руководить женщиной, которая в один прекрасный день решает отложить рождение ребенка на пять–десять лет? Неуверенность в завтрашнем дне и в своем партнере? Чаще всего – именно социальная гонка. «Еще немного – и стану генеральным директором, еще год‑два – и моя компания выйдет на международные рынки», – рассуждает она. Женщина примеряет на себя мужской образ: успешный охотник, добытчик; ее уважают и боятся. Деньги, которые она зарабатывает, позволяют ощущать себя молодой – внешне и внутренне. А матерью она станет завтра и уверена, что и здесь у нее все получится.
Такой подход к материнству вызывает вопросы у специалистов. «Нельзя относиться к ребенку как к части бизнес‑плана своей жизни, – категорична медицинский директор Института Репродуктивной Медицины Вера Сиренко. – Технология экстракорпорального оплодотворения была придумана для бесплодных женщин, чтобы подарить им радость материнства, а не для того, чтобы женщина откладывала беременность на лучшие времена».
Однако современная деловая женщина мыслит другими критериями. Если рождение ребенка для нее все же часть бизнес‑плана, то какие риски стоит учитывать? Есть три основных сценария.
Сценарий первый
Ей больше 35, и она еще не встретила достойного партнера. Она успешна и хорошо зарабатывает. Отношения с мужчинами складываются по принципу «кратковременные, как осадки». Она боится одиночества, и один из способов его избежать – рождение ребенка. Только вот проблема в том, что на одном из этапов ей все же понадобится персонаж в брюках. Какой выход из ситуации? Она может привлечь донора. На языке бизнеса это называется ситуативным партнерством. С этим поможет любая репродуктивная клиника: выбрать донора ничуть не сложнее, чем модные туфли или плазменный телевизор в новую квартиру. Нужен физик‑ядерщик? Будет! Зеленоглазый брюнет ростом метр девяносто? Пожалуйста. Как настоящий бизнес‑стратег, она учтет все риски, составит соглашение таким образом, чтобы у ситуативного партнера не возникло никаких претензий в будущем.
Какие здесь могут быть подводные камни? Пройдет пять лет, и она встретит того самого надежного мужчину. А в репродуктивной клинике у нее заморожен эмбрион от бодибилдера с двумя высшими образованиями. Сразу возникают вопросы: как к этому отнесется ее новый спутник и захочет ли она дать жизнь своему «искусственному» ребенку?
Сценарий второй
Можно отложить вопрос донора на время, если решиться на замораживание яйцеклетки. На профессиональном сленге репродуктологов это называется «оставить свой рабочий материал». Вот только они вряд ли поддержат идею. Замораживание яйцеклетки можно сравнить с венчурными инвестициями. «Технология экстракорпорального оплодотворения отработана годами, и все равно не все женщины могут забеременеть, – говорит Вера Сиренко. – Технологии с яйцеклеткой все еще пионерные. Очень велика вероятность, что ничего не выйдет». Замороженные яйцеклетки, как и беспроцентный вклад, подвержены обесцениванию. «К примеру, женщина сможет заморозить десять яйцеклеток после стимуляции яичников. Через несколько лет, после разморозки, только 40–60% из них будут пригодны к оплодотворению, – объясняет доктор Сиренко. – Сколько из них удастся оплодотворить, не известно никому».
Сценарий третий
У Вас есть надежный партнер, и он согласен с Вашим решением отложить беременность на несколько лет ради карьеры. Но и этот вариант не дает 100%‑й гарантии. Как и в бизнесе, где развод партнеров – частое явление, даже самые крепкие отношения могут рухнуть. Сегодня любимый и надежный, а через неделю он уже ненавистен и никакого ребенка вы от него не хотите. Какими бы передовыми ни были медицинские технологии, человеческие отношения стоят на первом месте.
Допустим, все технологические препоны сняты, и на свет появился тот самый отложенный ребенок.
Преимущества материнства в зрелом возрасте очевидны. «У женщины, которая решается стать матерью в 45 лет – огромный багаж знаний за спиной, – отмечает психолог Татьяна Груша. – Она уже сформировавшаяся личность, которая может дать ребенку намного больше, чем молодая мама».
Но есть и ложка дегтя. В случае с поздней беременностью – это большая разница в возрасте между матерью и ребенком. Она может составлять и 40, и 50 лет. «Фактически теряется целое поколение со своей культурой, ценностями. Даже если женщина продвинута и идет в ногу со временем, все равно будет возникать непонимание», – уверена Груша.
В 2011 году в Украине на свет появилась Анна‑Мария, которую назвали «украинским репродуктивным чудом». На момент рождения девочки ее маме было почти 66 лет. Валентина Подвербная стала самой пожилой матерью на постсоветском пространстве. Что может дать пятилетнему ребенку 70‑летняя мама? Этим вопросом задавались не только скептики. Новорожденную отказались крестить в черниговской церкви.
Подвербная говорит, что, родив дочку, наконец‑то стала счастливым человеком. «Я не чувствую себя старой. Ребенок придает мне энергии. Есть для кого жить», – сказала она в интервью «Газете по‑украински» зимой 2012‑го.
В прошлом году ученые Йельского университета провели исследование, посвященное отложенному материнству. Доля женщин, которые решили родить ребенка после 40, веря в могущество репродуктивной медицины, за последние пять лет в США увеличилась в два раза. Но учитывая, что клиники не дают и 50%‑й гарантии успеха, отложенное материнство может оказаться одним из самых рискованных бизнес‑проектов деловой женщины.